Волшебный голос Бурлаковой
Волшебный голос Бурлаковой
На недавно прошедшем в Миргороде Всеукраинском фестивале современного романса «Осеннее рандеву» певица Харьковского академического театра оперы и балета Ольга Бурлакова получила II премию и стала обладателем приза фестиваля «Золотая тарелка».









4 ВРЕМЯ, вторник, 8 ноября 2005

МАСТЕРА
Александр АННИЧЕВ.

Волшебный голос Бурлаковой

На недавно прошедшем в Миргороде Всеукраинском фестивале современного романса «Осеннее рандеву» певица Харьковского академического театра оперы и балета Ольга Бурлакова получила II премию и стала обладателем приза фестиваля «Золотая тарелка».


Родилась Оленька Бурлакова в Северодвинске, что расположился на берегу Белого моря недалеко от Архангельска, в простой рабочей семье. Жители северного края всегда с нетерпением ждали теплой поры, чтобы выходить в море, до которого от порога Олиного дома было рукой подать. Суровый климат не часто радовал ласковым теплом, отчего большая часть жителей умела с особым пылом встречать солнечные летние деньки, ну а радоваться — значит, петь. Пели в Северодвинске все, возможно, поэтому звонкоголосый город мало обращал внимания на поющую Оленьку Бурлакову. Спустя какое-то время некоторые стали замечать, что в голосе этого ребенка появляются какие-то волшебные, особенные звуки, выделяющие ее из других поющих одногодков.

Однажды в Северодвинске устроили прослушивания для отбора юных дарований в музыкальную школу. Худющее создание с крысиными хвостиками-косичками произвело на приемную комиссию такое сильное впечатление, что все собравшиеся специалисты стали наперебой переманивать Оленьку в свои классы. Девочка, видя такое, стала капризничать и сопротивляться. Наконец её выбор пал на Клавдию Николаевну Мовчан, за ней Оленька покорно побрела в класс. Сама судьба указала ей на педагога, ставшего близким человеком, с которым впоследствии сложились доверительные дружеские отношения.

Не успев переступить порога новой школы, Ольга становится ведущей солисткой прославленного на всю Сибирь детского хора, а в домашней обстановке развела такую бурную деятельность, что к её родителям перестали приходить гости — ведь юной певице не терпелось всем продемонстрировать уникальные возможности захваленного педагогами голоса.

Жизни от её таланта не стало никому. Здесь, наверное, сказывался холодный с северными морозами климат, укреплявший прочность и целеустремленность ее характера. Казалось, природа сделала всё возможное, воспитав у Оли упорство в достижении главной жизненной цели — стать певицей. Рано обретённая самостоятельность привела сначала в Костромское музучилище, затем педагоги по вокалу откомандировали её в консерваторию Нижнего Новгорода. Готовясь к очередному прослушиванию, желая стать первой среди лучших, Ольга на распевке взяла такую высокую ноту, что капилляры на связках полопались и голос пропал. Пришлось уехать к бабушке в Ярославль и проситься на дирижёрское отделение местного музучилища. К счастью, этого не допустила певица Антонина Гай, обладательница уникального меццо-сопрано, над звучанием которого в своё время работала известный петербургский педагог Нина Дорлиак. Только благодаря её стараниям «гадкий утенок» превратился в прекрасного оперного «лебедя» — певицу с объемным, наполненным бесчисленными обертонами голосом. Обретение вокального мастерства начиналось, вопреки ожиданиям Ольги, не с пропевания гамм, а с изучения основ и истории этого вида искусства по лучшим образцам его представителей. Антонина Гай постепенно прививала своей ученице сложную исполнительскую манеру — кантилену, когда голос воспитывается в особой культуре звучания, а в результате льётся непрерывным плавным потоком, наполняясь легким бархатистым тембром с тонкой нюансировкой стройного звучания. Уже в ту пору участие в многочисленных конкурсах принесло ей такую популярность, что девушку, можно сказать, без экзаменов пригласили обучаться в Нижегородской консерватории. Однако, проучившись там полтора года, Оля поняла, что предыдущий педагог вывел её на достаточно высокий профессиональный уровень, а занятия в консерватории лишь поддерживают в рабочем состоянии голос и не более того. Не смирившись с таким положением, она стала каждую неделю ездить к любимо­му педагогу в Ярославль. Понимая, что так бесконечно продолжаться не может, Антонина Гай посоветовала Ольге попробовать свои силы в одной из лучших вокальных школ Украины — Харьковской консерватории. Следуя ее наставлениям, Ольга через несколько лет становится выпускницей этого вуза, получив образование в вокальном классе профессора, народной артистки Украины Ирины Дмитриевны Яценко. Ко времени получения диплома Ольга Бурлакова была уже достаточно популярной не только в Украине, России, но и за рубежом. Студенткой второго курса она была приглашена для участия в гастрольном туре по городам Польши на правах солистки хорового коллектива. Неизгладимое впечатление произвело на неё выступление в костёле Святых Францисканцев. После исполненного произведения Павла Чеснокова «Жертва вечерняя» зал долго не отпускал юную солистку, стоя аплодируя и осыпая певицу лепестками цветов.

«Мои сомнения относително того: прослушиваться или нет в Харьковскую консерваторию, окончательно рассеялись после того, как в Ярославле я побывала на гастролях Харьковского оперного театра и услышала пение заслуженной артистки Украины Ангелины Романовской, — вспоминает Ольга Бурлакова. — Боже! Могла ли я тогда даже представить, что через некоторое время стану петь с ней в одних операх...». В 1993 году, после победы на международном конкурсе вокалистов в Тернополе, Ольгу приглашают на сцену Харьковского академического театра оперы и балета им. Н.В.Лысенко. Дипломной работой и одновременно дебютом молодой актрисы стала партия Татьяны в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Любовь к музыке Чайковского вдохновила на новые творческие свершения. В её репертуарном багаже появляются Иоланта и Бригитта в «Иоланте», Прилепа и Маша в «Пиковой даме». Чуть позже она поёт Ксению и затем Фёдора (детей царя Бориса) в «Борисе Годунове», Аннину в «Травиате», Жрицу в «Аиде», Тибо в «Дон Карлосе», половецкую девушку в «Князе Игоре», Берту в «Севильском цирюльнике» и другие ведущие партии.

В исполнительской манере Ольги Бурлаковой гармонично сочетаются юношеская непосредственность и зрелая настойчивость певицы, знающей себе цену. Особенно впечатляют в исполнении Бурлаковой образы русских женщин в операх Мусоргского и Бородина. Певице удаётся передать в них мягкость пластических мелодий — живописных, лиричных, с многочисленными отголосками чувств. В её сценических характерах ощутима сердечная теплота, вызванная к жизни по особому одушевляемыми звуками, что помогает ей полно и ясно передавать со сцены тонкие нюансы женственной, но в то же время сильной натуры.

Сегодня у Ольги Бурлаковой появляются свои авторы, пишущие музыкальные произведения специально для неё. На Всеукраинском конкурсе «Осеннее рандеву» в её исполнении прозвучали два романса молодого харьковского композитора Елены Протопоповой, которые были по достоинству оценены строгим жюри.

Александр АННИЧЕВ.
Украина, г.Харьков







Последнее обновление 29 октября 2013 года
            olga_burlakova@rambler.ru           © 2009 г., Александр Тимофеев, г.Харьков, Украина,   eMail: atimopheyev@mail.ru